О том, что большой бизнес в России прочно сращен с властью, сегодня говорят не стесняясь. Тем или иным образом с правительственными структурами связаны все олигархи. Да и как иначе? Точно также работают с правительством и американцы: лоббируя свои интересы и добиваясь принятия специальных законов. Без «выходов» на власть качественный скачок от миллионных прибылей к миллиардным для олигархов был бы просто невозможен. Однако...
Многие российские предприниматели не любят слова «олигарх» именно потому, что оно указывает на слишком тесную связь с властью. Мол, данный термин имеет в виду кого-то, кто государственную должность совмещает с частным бизнесом (как Абрамович — он и губернатор, и совладелец компании). Бизнесмен же, который не сидит в правительстве, а стремится выжать максимум из собственной компании — это не олигарх, а просто менеджер, управленец. Именно управленцем считает себя, к примеру, Алексей Мордашов, подчеркивая, что именно о такой специальности мечтал с детства. Он же уверяет, что и при советской власти не пропал бы, а в Россию сегодняшнюю верит всей душой. Неудивительно: в свое время Мордашов был комсомольским активистом, его прочили в первые секретари обкома... Нынче же он — талантливый предприниматель и ярый сторонник глобализации. Мордашов как никто старается получить «добро» правительства на вступление России во Всемирную торговую организацию и на все связанные с этим реформы. Как член Российского союза промышленников и предпринимателей, он руководит рабочей группой, занимающейся вопросами ВТО, а также участвующей в разработке и обсуждении многих других законов. По мнению Мордашова, сегодня необходимо встречаться с западными лидерами, «рекламировать» российский бизнес. При этом РСПП отнюдь не дает бизнесменам возможности добиться бешеных преимуществ: пробить себе налоговые льготы или снять «ненужные» таможенные пошлины. Если речь и заходит о налогах, то акцент делается не на какие-то конкретные компании или заводы, а на общее улучшение инвестиционного климата России, снижение налогового бремени для всех. В отличие от среднего россиянина у олигарха есть возможность заявить об общей проблеме так, чтобы в правительстве его услышали...
Стоит отметить, что представители крупного бизнеса в России вообще стремятся наладить свой «диалог с властью» при помощи различных советов при правительстве, комиссий по защитным мерам во внешней торговле. Ведь не секрет, что многие стратегические решения сегодня принимаются после консультаций с бизнесменами. Мордашов является также членом межправительственной российско-немецкой группы по стратегическому взаимодействию двух государств.
Кстати, в своих попытках «протолкнуть» тот или иной закон Мордашов не одинок: Фридман, например, не менее активно защищает идею реформирования судебной системы. Это при том, что некоторые из предлагаемых законов даже снижают конкурентоспособность его предприятий. Однако такое ограничение свободы действий идет на пользу стране в целом, и он это понимает.
Иные из них были связаны с властью напрямую: так, Алекперов сам был заместителем министра СССР (Ходорковский же — советником министра). Кстати, Алекперов своим «правительственным прошлым» гордится, называя себя выходцем из «красных директоров». Потанин же успел побывать на посту вице-премьера, широко известна и связь Евтушенкова с мэром Москвы Юрием Лужковым и партией «Отечество». Однако стоит отметить, что наши миллиардеры, как правило, не политиканы-перевертыши, а люди Дела, — советские «производственники», которым удалось стать бизнесменами.
Сотрудничал с Лужковым и Гусинский (к которому крепко прилип ярлык «казначея Семьи»). Известна тесная Дружба Потанина и Мордашова с Анатолием Чубайсом. Без помощи государства к большому бизнесу, ориентированно
му на международные стандарты, перейти не удастся — такова суровая правда жизни.
Рассмотрим связку «олигархи и российская власть» чуть подробнее. Как правило, миллиардеры или сами занимали важные государственные посты, или оказывали всестороннюю поддержку вполне определенным лицам, стоявшим у власти. Так, в СМИ не раз упоминалось о неплохих отношениях Владимира Ходорковского с Виктором Черномырдиным. На выборах 1993 и 1996 годов тот же Ходорковский активно поддерживал Бориса Ельцина и в течение всех Девяностых годов регулярно принимал участие во встречах Президента России с представителями крупного бизнеса. Мировые экономические аналитики отмечают, что крупнейшим мировым потребителям нефти стоило бы сказать спасибо Ходорковскому за постоянное удерживание цен на «черное золото» на низком уровне. Россия увеличивает экспорт, и теперь даже протесты ОПЕК не так страшны для потребителя. Кроме того, зарубежные бизнесмены отмечают стремление Ходорковского сделать мутные воды российского бизнеса более прозрачными.
Михаил Фридман открыто финансировал избирательные кампании Ельцина, поддерживал партии правого толка на парламентских выборах. Выходцы из фридмановского Альфа-банка и «Альфа-групп» нынче трудятся не только в крупных частных компаниях, но и во властных структурах. Достаточно вспомнить Глеба Фетисова, сенатора в Совете Федерации, Андрея Попова (он возглавляет Главное региональное управление Президента РФ), Александра Абрамова и Владислава Суркова (заместители руководителя администрации Президента), Андрея Раппопорта (зам. председателя правления РАО «ЕЭС России»).
Благодаря проискам вездесущих журналистов имя Владимира Потанина в свое время тесно связывали с именем Анатолия Чубайса. Не менее важен и конкретный опыт работы в правительстве, приобретенный Потаниным в бытность его вице-премьером. По сути, Потанин в лоббировании своих интересов не нуждается — все что нужно, уже сделано.
О тесной связи Владимира Евтушенкова и мэра Москвы Юрия Лужкова ходят легенды. Легенды в буквальном смысле слова, ведь отделить здесь миф от правды очень сложно. Доподлинно известно, однако, что именно Евтушенков в 1998 году стал одним из инициаторов создания и фактическим руководителем оргкомитета ОПОО «Отечество». Позднее он был избран членом Центрального Совета и Политсовета движения. Опять-таки, именно Евтушенков непосредственно отвечал за финансовое обеспечение кампании Лужкова и «Отечества». И даже был включен в 1999 году в общефедеральный список блока «Отечество — Вся Россия».
Однако дружат с властью олигархи не всегда. Случаются конфликты, и конфликты эти всерьез сказываются на бизнесе. Здесь за примерами далеко ходить не надо, достаточно припомнить скандалы, связанные с именами Гусинского и Березовского. Нечто подобное, кстати, происходит и в Китае: только там власть старается «приструнить» очередных миллиардеров еще сильнее, чем в России. Что касается нашей страны, то наиболее ярким из последних случаев является, конечно же, судебное дело, заведенное против первых лиц ЮКОСа (в частности, Платона Лебедева, которого в тюрьму отправили чуть ли не из больницы). Речь идет о 280 миллионах долларов, якобы «изъятых» у «Апатита». Владимир Ходорковский, самый богатый человек в России, оказался напрямую связан со скандальной историей. Впрочем, как сам Ходорковский заявил в телеинтервью, с угрозой ареста он сталкивается не впервые. В 1991 году он был в Белом доме, в 1996-м — пришел с группой влиятельных лиц уговаривать Бориса Ельцина не отменять выборы. И нынче он за границей скрываться вовсе не собирается.
Известно, что конфликты больших денег и власти им обоим на пользу не идут. За скандал вокруг ЮКОСа Россия уже расплатилась падением курса акций самых значительных предприятий страны, среди которых — «Газпром» и РАО «ЕЭС России» (в среднем на 5-11 %). С этой точки зрения один арест Платона Лебедева «обошелся» российскому фондовому рынку в 16 миллиардов долларов. Иностранные инвесторы не любят нестабильных ситуаций и судебных дел, которые могут подорвать бизнес...
Что делать бизнесменам в столь непростых условиях? Думаем, лучшей тактикой во взаимоотношениях большого бизнеса и власти было бы умение предпринимателей ладить с власть предержащими, но при этом — не навязываться к ним в друзья. Последнее себе дороже — достаточно вспомнить печальный опыт Березовского, Гусинского и Лебедева. Как говорится, президенты и правительства уходят, а миллиардеры остаются. Да и вообще, в политику могут играть и любители. А вот капитал делают только профессионалы!